В качестве средства самообороны впервые электрошокеры начали использоваться в США. Проведенные автором исследования позволяют выделить два основных направления в истории их патентования. Первое из них связано с разработкой электрошокера дистанционного действия, известного сейчас как AIR TASER.
В 1974 г американец Джон Ковер (J. Cover) получает патент США N 3,803,463 на изобретение "Оружие для обездвиживания и задержания", поражающее действие которого основывалось на воздействии на человека высоковольтными электрическими импульсами. Электрическая энергия доставлялась к цели посредством металлических нитей, выбрасываемых из устройства при помощи сжатого газа или пиротехнического заряда. Название TASER является акронимом Thomas A. Swift Electrical Rifle и связано с именем писателя Томаса Свифта, "придумавшего" электрическое ружье в своем фантастическом романе. В изобретении Дж. Ковер развил идею о дистанционном поражении электрическим током, запатентованную еще в 1852 году (Albert Sounenburg, Phillipp Rechten, U.S. Pat. N 8,843). В предложенном авторами электрическом китобойном аппарате гарпун был соединен проводящим кабелем с простейшим механически управляемым генератором. Второй вывод генератора через медную обшивку китобойного судна контактировал с морской водой. В результате загарпуненный кит мог быть поражен электротоком, если даже рана от гарпуна была незначительной. Сто лет спустя (Thomas Ryan, U.S. Pat. N 2,805,067, 1957 г.) патентуется электрическое оружие. Традиционное метательное оружие (копья, стрелы, пики) предлагается оснастить источниками электрической энергии и приспособить для дистанционного поражения током. Но только Коверу удалось довести эти идеи до воплощения в серийно выпускаемых электрошоковых устройствах. Мы в дальнейшем подробно остановимся на анализе достоинств и недостатков электрошокеров AIR TASER, но уже сейчас стоит обратить внимание на два важных обстоятельства.
Во-первых, мотивируя необходимость своего изобретения, Ковер обратил внимание на рост случаев нецелесообразного применения полицией огнестрельного оружия при задержании подозреваемых в совершении уголовных преступлений и при пресечении нарушений общественного порядка, особенно в условиях массового скопления людей. Электрошокер вводился в арсенал спецсредств, как средство сдерживания, оказывающее минимальное и обратимое травматическое воздействие. Осознание этого важного качества электрошоковых устройств ускорило бы его внедрение в правоохранительные органы Украины. Справедливости ради стоит заметить, что полиция США тоже не сразу обратила внимание на этот новый вид несмертельного оружия.
Во-вторых, еще на стадии патентования Ковер уделил должное внимание оценке опасности причинения необратимого ущерба здоровью при применении электрошокера. В последующем проводились всесторонние исследования, в том числе и в Украине, влияния поражения электрошокером на здоровье людей, и мы далее подробно остановимся на их результатах. Но еще в 1974 г., оценивая потенциально достижимые выходные электрические параметры электрошоковых устройств, Ковер установил, что они ниже уровней, способных вызвать наиболее опасное последствие электротравм - фибрилляцию сердца.
Несмотря на то, что наиболее всестороннее отражение идея использования электрошока в целях самозащиты нашла в патенте Ковера, представляется ошибочным встречающееся в литературе утверждение о том, что именно Ковер является изобретателем электрошокера. В патентных источниках прослеживается и вторая независимая ветвь, по которой электрохлысты для управления домашними животными трансформировались в полицейскую электрошоковую дубинку и в малогабаритные электрошокеры контактного действия, заполнившие за последние два десятилетия рынок средств самообороны в подавляющем большинстве стран мира. Еще в 1968 году (La Verne Larsen, Thomas C. Olson, U.S. Pat. N 3,362,711) была запатентована электрошоковая полицейская дубинка, прототипом которой являлся электрический кнут, изобретенный Генри Диксоном в 1915 году.(U.S. Pat. N 1,140,365). В отдельном разделе мы проследим основные этапы технического совершенствования электрошокеров, пройдя через которые они приобрели современные тактико-технические и эргономические показатели.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПРОДАЖ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Отношение законодателей к электрошокерам не является в мире единодушным. Однако в подавляющем большинстве стран они разрешены как оружие самообороны для граждан, широко используются полицейскими силами для обеспечения общественной безопасности.
Насколько известно автору, ограничения на сегодня существуют лишь в следующих государствах: - Австралия, - Бельгия, - Великобритания, - Дания, - Индия (разрешено использование только в полиции), - Италия, - Канада, - Новая Зеландия, - Норвегия, - Швейцария, - Швеция, - Япония.
Использование электрошокеров в США регулируется законами штатов и на большей части территории разрешено, хотя в ряде штатов и городов электрошокеры запрещены полностью, в том числе и для полиции.
Приведенная информация о ситуации в промышленно развитых странах динамично изменяется в последние годы. Например, в Великобритании полиция в практической плоскости изучает вопрос о целесообразности использования электрошокеров. В идущих по этому поводу дискуссиях, несмотря на традиционно настороженное отношение к использованию американских ценностей, отмечается, что следует приветствовать любые шаги, направленные на уменьшение числа пострадавших вследствие выполнения полицией своих функций. По данным "The New Zeland Herald", практические испытания модели "Taser M26" проводила в 2003г. полиция Новой Зеландии. Значительно расширились сферы применения электрошокеров и в США, чему способствовали трагические события 11 сентября 2001г. В частности они разрешены к применению экипажами на борту авиалайнеров для обеспечения безопасности полетов.
Формирование в 90-х годах законодательной базы производства, торговли и использования электрошокеров в странах СНГ мы рассмотрим на примере Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины.
Для реакции на стихийно формирующийся рынок электрошокового оружия в России понадобилось 4 года. 13 ноября 1996 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об оружии", который вступил в силу 1 июля 1997 г., легализовал в России электрошокеры и ликвидировал их теневой оборот.
В статье 3 к гражданскому оружию самообороны отнесены электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации. В то же время среди основных понятий, разъясняемых Статьей 1 Закона, толкование терминам " электрошоковые устройства и искровые разрядники" не дается.
В статье 6, заботясь о российском производителе, Закон запрещает оборот на территории Российской Федерации в качестве гражданского оружия электрошоковых устройств, произведенных за пределами территории государства.
Порядок приобретения электрошокеров гражданами регулируется статьей 13, в соответствии с которой электрошоковые устройства и искровые разрядники регистрации не подлежат, и граждане Российской Федерации имеют право приобретать их без получения лицензии, то есть совершенно свободно, как хлеб в булочной. Только в Москве и Московской области продавец обязан фиксировать паспортные данные покупателя в связи с повышенными мерами безопасности, введенными после известных террористических актов. Свободная продажа электрошокеров статьей 14 распространяется и на иностранных граждан, при условии вывоза ими приобретенного гражданского оружия из страны в срок, не превышающий 5 дней со дня приобретения.
Пример России стоило бы изучить нашим украинским законодателям. Принятый закон ликвидировал " черный рынок" электрошокового оружия, что позволило пополнить бюджет, вытеснив экономическими методами с рынка изделия сомнительного качества и происхождения, взять под контроль государства соответствие электрических параметров медицинским нормам.
В 2001 году Беларусь последовала примеру России. Принятый 17 октября Палатой представителей Закон об оружии отличается от российского несущественными деталями. Он также отнес электрошоковые устройства и искровые разрядники к категории гражданского оружия и статьей 14 позволил приобретать их без разрешения и регистрации как гражданам Республики Беларусь, так и иностранцам. Как и в российском Законе в статье 1, вводящей основные понятия, применяемые в тексте, отсутствует определение электрошоковых устройств и искровых разрядников. В отличие от России, в Беларуси разрешен оборот электрошокеров, произведенных за пределами страны при условии их соответствия нормам, устанавливаемым Министерством здравоохранения Республики.
В Украине электрошокеры включены в перечень имущества, которое не может находиться в собственности граждан и юридических лиц негосударственной формы собственности (Постановление Верховного Совета Украины N 19\95- ВР от 24.01.95 г.). Проект Закона Украины " О праве собственности на отдельные виды имущества" предлагает закрепить такой их статус.
Проект N 1171 Закона Украины "Об оружии", подготовленный Комитетом по вопросам законодательного обеспечения правоохранной деятельности, вообще не упоминает об электрошокерах.
В рамках действующего законодательства электрошокеры относятся к специальным средствам активной обороны, применяемым правоохранительными органами. Соответствующее постановление Кабинета Министров Украины N 302 датировано 21 апреля 1995 года. В этом документе электрошоковые устройства были "уравнены в правах" с резиновыми палками, наручниками и спецсредствами, содержащими препараты слезоточивого и раздражающего действия.
Внедрение электрошокеров в правоохранительные органы началось лишь три года спустя после издания Министерством внутренних дел 13.02.1998 г. приказа N 101, утвердившего "Инструкцию о порядке применения электрошоковых устройств". В августе 1998 г. они были приняты на оснащение и включены в Нормы положенности для органов внутренних дел и внутренних войск МВД Украины. Анализу хода внедрения, обобщению полученных результатов будет посвящен отдельный раздел. Сейчас же хотелось бы отметить, что их правовой статус тормозит совершенствование этого вида несмертельного оружия, делает практически невозможными разработку и подготовку производства новых моделей.
Сегодня всего лишь одно предприятие Украины выпускает одну модель - ИР-4, так как рынок сбыта ограничен более чем скромными финансовыми возможностями силовых ведомств по закупке электрошокеров. Выделяемых бюджетных средств не хватает на удовлетворение более острых потребностей. Наращивание возможностей по производству не представляет коммерческого интереса. Могу совершенно ответственно сказать, что за пять с лишним лет, прошедших с начала закупок МВД электрошокеров, не было ни одного месяца в году, когда издержки, связанные с производством, были бы покрыты доходами от продаж. Какое предприятие будет содержать такое производство, которое к тому же строго регламентируется лицензионными условиями и требует немалых ежемесячных расходов на их поддержание?
Выход из положения мог бы быть найден на пути четкого законодательного определения самого понятия - "электрошоковое устройство". Включение его в состав гражданского оружия самообороны и установление порядка приобретения права собственности в рамках готовящегося "Закона об оружии" немедленно привлекло бы не одного производителя. Естественная конкуренция сама бы обеспечила создание для МВД целой гаммы изделий, впитавших достижения современных технологий. Именно по такому сценарию развивалось это направление в России. Российское МВД приступило к оснащению электрошокерами после насыщения производителями внутреннего рынка. К этому времени такие предприятия как НПП "МАРТЪ", НИИ СТАЛИ, НПО СПЕЦИАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ накопили достаточный опыт разработки и производства, а также финансовые ресурсы, и в настоящее время работают над созданием для МВД изделий, не уступающим по своим тактико-техническим характеристикам лучшим зарубежным образцам.
Поскольку "Закон об оружии" далеко не единственный из не принятых до сих пор нужных стране законов, то промежуточным решением было бы установление порядка приобретения электрошокеров в личную собственность, аналогичного существующему для приобретения пистолетов и револьверов для стрельбы резиновой пулей. Такая мера послужила бы и повышению личной безопасности сотрудников правоохранительных органов.
Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным глубоко изучить зарубежный опыт и проявить последовательность в формировании правового поля для этого вида гражданского оружия в Украине. Снятие законодательных ограничений на его использование послужило бы укреплению общественной безопасности больше, чем запреты с административной ответственностью за их нарушение, ликвидировав заодно и теневой оборот электрошокеров в нашей стране.
|